Барсакелмес — буквально «пойдешь — не вернешься» — приобретает иное значение в контексте современной интеллектуальной мысли и политического опыта Центральной Азии. Это название забытого острова в море Арал и своего рода колониальная память, которую, казалось бы, невозможно исцелить или полностью исправить. Но именно это и пытается сделать перформанс задавая вопрос — можем ли мы оставить позади травмы колонизации в месте, откуда невозможно вернуться, в новом, переосмысленном «Барсакелмесе»? Барсакелмес предстает не только как апокалиптический кошмар и не только как трагическое напоминание о советском колониальном эксперименте, уничтожившем целую экосистему Арала — по крайней мере не в этом прочтении артиста и художника Samrattama. Этот коллективный перформанс и художественное исследование созданы совместно со спокен-ворд проектом «Балхаш снится», фолк-группой Steppe Sons, исполнителями dudeontheguitar, Zere, звуковой художницей Lovozero и вокальной экспериментаторкой Saadet Türköz. Художественные работы и инсталляции Гульнур Мукажановой и Дарии Темирхан визуально поддерживают перформанс, оставаясь при этом самостоятельными частями программы Barsakelmes. Идея перформанса принадлежит Samrattama, он же осуществил постановку, продюсером выступил лейбл Qazaq Indie при поддержке и в сотрудничестве с Центром современной культуры «Целинный».